Наш университет

Девиз университета

    На Гербе нашего университета — девизная лента с надписью «О горнем помышляйте.» Текст девиза заимствован из библейского послания Св. апостола Павла: «Ищите горнего,… о горнем помышляйте, а не о земном» (Колоссянам, 3:1,2) т.е. горнее — это высшее, духовное, неземное.

    Девиз призван напоминать о том, что основатель Горного института Император Николай II канонизирован Русской Православной Церковью и в ранге Святого является Небесным Покровителем вуза.

    Слово ГОРНЕЕ, созвучное с названием института, делает и девиз, и герб в целом гласными, геральдически «говорящими» («намекающими» на имя владельца герба).

    Текст девиза в целом открыт самым широким толкованиям: как в возвышенном ключе, так и в самом обыденном (в т.ч. как призыв к студенческо-преподавательскому сообществу заботиться об alma mater вообще и об успешности учебного процесса в частности).

Проповедь

«О горнем помышляйте»

(Колл.3:2)

    Сегодня я хочу говорить о заповеди или повелении апостола Павла — о горнем помышляйте, а не о земном.

    О том как наши мысли влияют на нашу жизнь. Есть такое правило: когда человек думает о великом, он  становится великим. Когда о мелком — он становится мелким. Бытует мнение, что великими люди становятся благодаря врожденным талантам,  удачи, хорошо сложившимся обстоятельствам, хорошим связям и богатым родителям. Но это не обязательные условия. Если нет в голове великих мыслей, то это все не поможет, а если есть — то и без этого человек становится великим.

    Главное условие стать великим, победителем, успешным — это думать о великом, о значимом (о горнем), как говорит апостол Павел.

    Петр эту мысль хорошо развивает: «От Божественной силы… дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»(2Петр.1:3...-4). И наоборот: «В ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.» ( 2Петр.1:9.).

    Смотрите, как интересно. Великие Обетования, т.е. ОБЕЩАНИЯ, если о них помнить, думать о них постоянно  — делают нас сопричастными Божественной природе.  То есть, через мысли о Великом, в данном случае о ВЕЛИКИХ ОБЕЩАНИЯХ,  мы становимся  Богоподобными, ВЕЛИКИМИ.  И растление похотью нас не коснется. По-современному — мы не начнем по чуть-чуть гнить, разлагаться. Потому что Божественная природа бессмертна. И человек разлагается, подгнивает только из-за мелких мыслей (суетных, по-библейски).

    Представляете?  Все дело в мыслях!!!  Великие мысли делает людей настолько великими, что апостол Петр говорит — причастным Божественной сущности человек становится.   А мелкие мысли делают людей настолько маленькими, что они, эти люди сгнивают.

    У человека выбор:  Быть подобным Богу — Всемогущему, Славному, Прекрасному или быть кормом для червей. Все решают мысли, которые роятся в голове. Мысли и только мысли. Ничто другое. Все зависит от того,  о чем вы думаете в данный конкретный момент. И ВСЕ!!! Это решает вашу судьбу!!!

    Ваши мысли на данный момент решают всю вашу жизнь! Если они великие — вы станете великим, если они мелкие — вы станете мелким. Мыслями человек программирует себя.

    Конечно же, возникает вопрос, а что же делать с мыслями о еде,   о деньгах, о том, как одеться, поспать, о парнях и девушках.  Эти мысли достойны того, чтобы их думать. Еда, одежда  и взаимоотношения, материальное благополучие — важная часть жизни. Но человек считается мелким, если это единственные мысли, которые его донимают: как хорошо выглядеть, как хорошо пообщаться, и как хорошо заработать, чтобы хорошо покушать.  Мелким будет тот, кто кроме этого не будет думать о ВЕЛИКОМ! Не будет мечтать о больших свершениях и подвигах во имя великой идеи ДОБРА!!!  Именно о великих свершениях и именно во имя ДОБРА!!!

О правильных  и неправильных мечтах

(Быт.37:2-10)

    Предлагаю исследовать историю Иосифа, и проверить сработал ли  в его жизни принцип: ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИКИМ!!!

    Конечно, его немного занесло в его мечтах о великом, так  что он начал доносить на своих братьев. Доносить — это признак, что ты  не уважаешь того, о ком доносишь, презираешь  или боишься. Если бы Иосиф уважал своих братьев — он бы сначала поговорил бы с ними, предупредил о своем несогласии с их поведении, а потом бы, если разговор не помог — он бы предупредил их, что расскажет отцу. Так учит Иисус.  Но он доносил.

    Это не правильно — доносить без того, чтобы другой знал об этом. Это признак или трусости или гордости.   Я думаю, Иосиф труслив не был, он загордился. Но все-таки это событие, хоть и негативное, но доказательство   того, что он думал о великом.

    Отец его сильно любил.  Очень важный момент — поддержка близких. Хотите стать великими, ищите тех, кто в вас верит!!! Не концентрируйтесь на плохих словах о вас, ищите среду, где в вас будут верить, ценить — давать вам возможность реализоваться!!!  Но не отчаивайтесь, если нет поддержки — я говорил, это условие желательное — но не обязательное!!!

    Отец выделял Иосифа из среды других братьев с помощью одежды. Это не правильно. Бог учит нас, что мыслить о ВЕЛИКОМ надо правильно!!! Мыслить о великом — это не значит презирать других, это не значит хотеть быть лучше, чем другие, пытаться как-то  выделится!!!

    Хотеть стать лучше, чем другие — это сатанинский способ мышления о великом!!! А Божий, слушайте внимательно, а Божий — иметь грандиозные цели во имя ДОБРА!!! Мыслить о великом по Божьему — это перестать себя сравнивать с другими, а просто быть целеустремленным. ИМЕТЬ ВЕЛИКИЕ ЦЕЛИ!!!  И станешь великим. И великие себя не сравнивают друг с другом. Потому что цели настолько разные, что сравнить то невозможно. Как можно сравнить великого музыканта с великим пастухом? А великого пастуха с великим штукатуром?  Или даже одного великого художника с другим? Все дело вкуса, у них разные стили, разные задумки. ВЕЛИКИЕ себя друг с другом не сравнивают. Они не думают: у меня туфли хуже, чем у него, а у него папа больше зарабатывает, чем мой, а него «мобильник» хуже, чем мой. Нет никаких сравнений. Каждому свое.

    Итак, Иосиф — мыслил о великом, где-то он ошибался, в чем-то ошибался его отец — но суть такова — что из-за его мечтаний ему снится два сна, где он видит, что он становится ВЕЛИКИМ!!!

О не важности обстоятельств

(Быт.39:1-6)

    Что же происходит дальше… Иосиф попадает в рабство. Знаете причину, да? Из зависти братья продали его работорговцам.  Ну казалось бы — все, великим ему не быть. Все его мечты — вылетели в трубу.   Быть почти самым  младшим в семье из 12 братьев и 1 сестры, родится в семье кочевника и думать о великом — смешно, но более менее сносно. Кто не знает — цивилизованные люди того времени  профессию пастуха считали  самой низкой. Но в рабстве думать о великом — нет, это невозможно!!! Это глупо. 
    Рабство — это когда человек меньше ценится чем лошадь, это когда с людьми обращаются так же, как со стадами овец — они живут в загоне, им бросают пищу на землю, или в корыто, на них смотрят как на трудовую силу, не более. Условия в рабстве настолько жуткие и бесчеловечные, что как правило, человек, попадая туда, теряет все человеческое и  превращается в безликое существо.

    Но что происходит с Иосифом.  Отца не было!  Не было поддержки!

    Был Господь с Иосифом. Как Он с ним был? Что Иосиф делал? Каким образом Иосифу повезло настолько, что Бог с ним был? С одним из миллионов рабов? Иосиф его оставил в своих мыслях.

    Разве Бог выборочно пребывает с каждым,  с тем быть, а с тем не быть? Нет. Бог хочет быть со всеми.   Но если ты мыслишь  о великом (а о чем самом великом можно мыслить — О БОГЕ и его мудрости, конечно же, о великих целях во имя Бога), итак — если ты мыслишь о великом Боге — он с тобой, если не мыслишь — Его нет.

    И эти мысли  настолько въелись в его плоть и кровь, что он был замечен его господином Потифаром, и господин берет его жить в свой ДОМ!!!  Не в загон для рабов, а  в свой дом!!! Более того, через время Потифар замечает, что Иосиф достоин большего доверия — и ставит его над всем, что у Потифара было. Более того, мысли о великом  сделали Иосифа красивым станом и лицом. Я говорил в начале, что мысля о великом человек становится подобным Богу.  О чем мыслишь, тем и становишься. А Бог красив, Бог прекрасен, Бог силен — таким и становится Иосиф. Вот формула красоты. Косметика, духи, помады, фитнес-клубы,  — все это не сделают вас красивыми, если не будет великих мыслей в голове. Часто можно видеть — девушка вроде бы красивая, но из-за мелких мыслей — она превращается в смазливую дурнушку. Также и парень — силен, статен — но начнет говорить — и...  только о мобилках и машинах!!!

    Итак, формула  красоты — мыслить о великом, формула успеха — мечтать о великом, формула борьбы с обстоятельствами — не терять духа, и мыслить о великом. Иосиф, попав в рабство — мог бы обидеться на весь мир, мог бы отчаяться и сказать: да что мне светит, я обречен.  Мой отец — простой пастух, я младший в семье, я вообще уже никто, я в рабстве обстоятельств. Денег нет, образование тут не дадут, работу сменить не получиться, я малый и ничего не могущий юнец. Если бы Иосиф так думал — так бы и случилось!!!  Если бы он поддался на эту уловку сатаны — считать обстоятельства критерием успеха- то обстоятельства и определили бы его судьбу. Но нет. Мысли Иосифа о великом преодолели все препятствия на пути к великому.

    Легко думать о великом и считать себя предназначенным для великих свершений, считать Бога  очень заинтересованным в себе,  когда ты на вершине успеха.  Но Иосиф думал о всем этом, когда был в глубине поражения!!! Это очень важно — выбирая величину своей цели и  значимость своего предназначения не обращать внимания на обстоятельства!

    Итак, Иосиф стал управителем дома начальника телохранителей — это примерно так, как быть помощником начальника ФСБ.   Это великое достижение? Да… очень великое.

 О цели и средствах

(Быт.39:7-9)

    Что же случается дальше? Конец истории вы знаете. Жена Потифара обвинила Иосифа в попытке изнасилования и его посадили в тюрьму.

    Это важный момент в биографии Иосифа. Именно здесь проверялись настоящие ценности Иосифа. Если бы Иосиф стремился к неправильному величию, к тому, чтобы быть лучше, чем другие — он бы удовлетворился должностью  помощника начальника ФСБ. Он бы посмотрел на других рабов, и  сказал бы: хм, я достиг большего, чем они. Классно. И конечно же, он бы не рисковал своим положением — отказывая жене Потифара.  Ведь в то время в Египте — измена была обыденная вещь. Иметь связь с женой своего начальника — было хорошей гарантией закрепиться на своём посту.

    Но Иосиф мечтал не о великих богатствах, не о великих должностях, не о великом положении,  славе и почестях.  Он мечтал о великих свершениях во имя великого Бога!!!  О великих целях во имя добра он мечтал!!! И поэтому в его планы не входило держаться за посты и звания.

    Здесь очень важно провести четкую, жирную линию между целью и средствами. Хорошее положение, хорошие деньги, хорошая должность — о них можно мечтать ТОЛЬКО как о средстве достижения ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ!!!

    Если не иметь цели, а мечтать только о средствах, Бог спросит: для чего? Ты хочешь БМВ? Для чего? Ты хочешь стать президентом страны? Для чего? Ты хочешь иметь большую зарплату? Для чего?

    Если у тебя нет великой цели во имя добра, а есть БОЛЬШАЯ ЗАРПЛАТА — ты тот, кто уже разлагается.  Если у тебя есть большая должность, а нет цели — ты тот, кто гниешь.  Если ты просто мечтаешь о власти — ты мелко мыслишь, потому что ты мечтаешь о средствах. А где же цель???

    «Просите на добро и будет!!!  И даже более — будет то, о чем даже не помышляете» (Иакова 4:3стих). Как правило, человек просит меньше, чем Бог дает. Я сомневаюсь, что при всей фантазии, Иосиф мечтал в 30 лет стать первым после фараона.   Но об этом позже.

   … Иосиф выдержал проверку. Он не держался за средства (связи, работу, авторитет) в ущерб цели. Потому что он знал — будут и другие средства, если ЦЕЛЬ ВЕЛИКАЯ!

Правильное отношение к проблемам

    Итак, Иосиф  распрощался со средством, остался верен ЦЕЛИ  и оказался в тюрьме.  В тюрьме тяжело. А каково тому, кто по справедливости жил, к великому добру стремился оказаться там? Сатана пытается подавить Иосифа. ПУТЕМ ВЕЛИКОЙ несправедливости заставить его отказаться  от  Великих идей и ценностей.  Перевести на обидчивость, обозлённость, мстительность, завистливость, замкнутость.

    Враг ополчается на тех, кто строит большие планы во имя Бога. Если думаете о великом, верите в  то, что Бог призвал вас на великие дела для Него, то не  удивляйтесь большим передрягам. Когда человек строит маленькие планы, он может ожидать маленькие проблемы.   Но когда у вас есть сильное желание для Бога сделать, и вы строите большие планы,  то можете ожидать большие проблемы. И с большей силой враг будет бороться против вас.

    Проблемы не имеют ничего общего с тем, на каком вы духовном уровне. Проблемы это часть жизни, и каждый должен иметь с ними дело. Но у некоторых  из-за этого появляется мания: они думают, что им просто не повезло в жизни.

    Может кто-то из вас сегодня сталкивается с огромными трудностями, из-за обстоятельств, которые были вне вашего контроля. Вы не приложили к ним руку, и они произошли не по вашей вине. Я не знаю, что это может быть, но все из нас в жизни рано или поздно испытывают  трудности.

    Но не трудности, а наше отношение к ним, наша реакция  — вот что главное, вот на что нужно обращать внимание. Правильная реакция на проблемы продвинет вас в ваших отношениях с Богом, и сделает ПОБЕЖДАЮЩИМ.

    И размышляя над историей Иосифа, я думаю: а может, одного этого совета идостаточно. Может, это самая главная мудрость в жизни? Правильный взгляд на проблемы? Слово проблема пришло из греческого языка. Оно означает вести или выходить вперед.

Заключение

    Итак, Иосиф и в тюрьме становится помощником начальника, и продолжает дальше думать только о великом.  Он истолковывает сны двум царским служителям, попавшим в немилость.  И, в конце концов, в его услугах нуждается уже и сам фараон, ему также нужно было растолковать сон.

    И кульминация  этой истории:  Сон сбылся!

    ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ СДЕЛАЛИ ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИКИМ! Более того, его  достижения помогли всему цивилизованному миру того времени спастись от голода.

    Так всегда. Если человек стремится к великим целям — то его достижения делают богаче и других! Если же человек стремится к средствам, путая их с целью — то его достижения — всегда в ущерб другим людям. Его приобретения — это потери для других людей.

    Помышляйте о горнем, а не о земном. Так советует нам апостол Павел.

    Только мысли определяют будущее человека.  Если мыслишь о великом,  не путаешь средства с целью, не пытаешься быть лучше других, а просто стремишься к ВЕЛИКОЙ цели во имя Добра, то вопреки всему — обстоятельствам, проблемам, интригам, несправедливости — побеждаешь!

    А если ошибешься в чем-то, то Бог милосерден и сострадателен — он исправит. И так, что ты даже и не думал.

Профессор Московской духовной академии и семинарии

Осипов А.И.